14 октября 2010 | 14:03
Событийный туризм — важная составляющая курортной отрасли Кубани. Часто наличие масштабного мероприятия позволяет региону получить преимущество перед конкурентами и привлечь больше гостей. О том, как правильно организовать привлекательное и прибыльное событие расскажет следующее интервью с директором туристического агентства.
Событийный туризм в России начал развиваться не так давно. Как вы оцениваете нынешнее состояние этого сегмента?
— Думаю, развитие событийного туризма в России идет вполне нормальными темпами, без революций. Все-таки, страна стала «открытой» для иностранных туристов недавно, да и сама туристическая отрасль только сейчас «доросла» до вопросов продвижения, где отличным инструментом являются различного рода события. Чтобы мероприятие стало значимым, помимо оригинальности и самобытности, оно должно обладать приличным возрастом, а значит, и традициями. Например, французский праздник молодого вина «Божоле Нуво» проходит ежегодно с XIX века, и только лишь в 1951 году это мероприятие стало официальным. У нас нет ничего похожего. Но что мешает событийному туризму в России развиваться ускоренными темпами? Во-первых, это отсутствие инфраструктуры: плохие дороги, их низкая пропускная способность, дефицит хороших гостиниц и площадок для проведения событий. Это то, что в первую очередь интересует потенциального гостя, когда он принимает решение. Приведу в пример гастрономический фестиваль «Арбузный рай», который в этом году уже второй раз проходил в пос. Стрелка Темрюкского района. Идея замечательная. Только ближайшая гостиница находится более чем в 10 км от поселка, а дороги там оставляют желать лучшего. Соответственно, вопрос «а кто в итоге посетители этого мероприятия?» остается риторическим. Другая причина — слабая проработка стратегии развития «события» и отсутствие обученного менеджмента. В этом сегменте явно не хватает профессионалов. Я сейчас говорю не о Москве и Санкт-Петербурге, а о регионах России.
Но на Кубани ежегодно проводятся десятки мероприятий, наверняка, есть на кого равняться?
— Успешные примеры есть в винной отрасли. Благодаря многолетнему и последовательному продвижению бренда «Вина Кубани» появились события, которые привлекают туристов в разные города Краснодарского края. Это фестивали «Вина Кубани», «Таманская Лоза», «Фестиваль молодого вина». Эти события успешно продолжают свое развитие, потому что для них была подготовлена почва, в данном случае — информационная среда и поддержка самой отрасли.
Еще одной причиной неудачи часто становится непродуманная работа организаторов со своими целевыми аудиториями. Тут тоже есть успешные кубанские прецеденты. Хочу отметить работу первого в России спортивного клуба- отеля для взрослых (так создатели данного клуба сами себя называют) «Акватория лета» в г. Ейске. Им удалось создать такие условия отдыха в отеле и на море, такой удачный формат взаимодействия, что клиенты ощущают себя настоящими друзьями клуба. Там постоянно устраивают состязания по виндсерфингу, кайтингу и многое другое, так что даже москвичи и питерцы готовы приезжать туда несколько раз в год, в отпуск и на выходные. А это приносит прибыль.
Насколько верен тезис «Настоящее событие должно быть не только зрелищным и масштабным, но и обязательно прибыльным»?
— Масштаб мероприятия не имеет значения, а вот прибыльным оно должно быть обязательно. Великие события всегда экономически выгодны. Каннский фестиваль, Октоберфест, парижский салон шоколада, фестиваль хризантем в Японии, аукционы Сотбис и Кристи, музыкальный фестиваль «Снег и Симфония» в Сант-Мориц, фестиваль джаза в Монтре, автогонки Формула-1 — все эти мероприятия являются образчиками популярности и прибыльности в туристской отрасли.
Интересно, что все перечисленные вами кубанские мероприятия проходят в период высокого сезона. А какого рода события смогут привлечь туристов в межсезонье?
— Будем реалистами — вряд ли какое-либо мероприятие привлечет большой объем туристов, например, в зимний Сочи. Разве что Каннский кинофестиваль переедет к нам. Застой в межсезонье можно лишь частично компенсировать деловыми мероприятиями: выставками, форумами, конгрессами. Однако кроме сочинского инвестиционного форума на побережье пока нет подобных крупных событий. Да, есть выставки на побережье, но по значимости их нельзя сравнить с краснодарскими. Соответственно, они не привлекают желаемого количества иногородних гостей, в то время как в Краснодаре в дни крупных выставок все гостиницы заполнены. И для кубанской столицы, города Краснодара, как раз морское межсезонье — это время делового сезона. При этом даже здесь мы не можем создать мощное событие.
Несмотря на то, что деловая активность в Краснодаре крайне высока, провести крупный конгресс на пару тысяч участников невозможно — нет площадок. А это один из тех вопросов, который решить силами частного бизнеса вряд ли получится, как и остальные вопросы, связанные с инфраструктурой.
Возможно, стоит сделать ставку на небольшие, локальные события?
— Это будет выгодно, особенно в перспективе. Как я уже говорил, нужно отличаться от своих конкурентов. Создавая свое собственное событие, ты получаешь целый ряд преимуществ. В качестве удачного опыта хочу привести пример санатория «Лаго-Наки», который каждый год проводит форум «Здоровье своими руками». Благодаря форуму у санатория сформировался постоянный пул клиентов-поклонников йоги и цигун-терапии. Со временем мероприятие, или даже определенный стиль организации мероприятий, их характер и аура, становятся визитной карточкой города, района или заведения, а значит, привлекают постоянную аудиторию и становятся более прибыльными.
Масштаб мероприятия не имеет значения, а вот прибыльным оно должно быть обязательно. Великие события всегда экономически выгодны.
Будем реалистами — вряд ли какое-либо мероприятие привлечет большой объем туристов, например, в зимний Сочи. Разве что Каннский кинофестиваль переедет к нам.
В начале ↑ «Оглавление»
Позади ← «Инвестиции в место под Солнцем»
Впереди → «Славные дела»