09 мая 2011 | 12:01
В 1965 году Шерман Поппен изготовил для своей дочери «снер-фер», склеив две лыжи. Это событие считается датой рождения сноубординга, который с тех пор подружился с высокими технологиями и стал одним из самых привлекательных видов зимнего активного отдыха.
Первоначально у сноубордеров возникла конфронтация с горнолыжниками, которые не желали делить с ними склоны, потому что первые доски не отличались особой управляемостью. Но оборудование и технические приемы катания все совершенствовались, так что ныне лишь считанные курорты не пускают сноубордистов, и в нашем крае таких нет. К примеру, сноубордеров охотно привечают в Красной Поляне, где есть большой выбор склонов и даже Государственная школа обучения сноубордингу и горнолыжному спорту.
В прошлом сезоне открылся сноубордический парк в Лаго-Наки — LagoNaki SnowCamp. Грамотно устроенные трамплины, линия из нескольких фигур — там есть все, что нужно для изучения основ фристайла и джиббинга. В грядущем сезоне в этом парке должен открыться «бугель» — специальный подъемник без сидений. Близость к Краснодару радует: есть возможность приехать утром, а вечером отправиться домой. Еще краевые власти заявляют о начале строительства в Северском районе горнолыжного курорта Собербаш, однако это все-таки дело будущего.
Минимальный комплект снаряжения, однозначно отличающий сноубордера от, скажем, лыжника или просто любителя посидеть в сугробе, состоит из доски, а также креплений и специальных ботинок. Современные доски очень далеко ушли от кофейных подносов и кусков пластика, на которых катались первопроходцы. Ныне это снаряды тщательно просчитанной аэродинамической формы, спрессованные из разнообразных высокотехнологичных материалов. Как правило, нижний слой сноуборда изготавливают из стеклоткани, полиэтилена или других материалов, обеспечивающих высокое скольжение. Середина же может состоять из дерева, стекловолокна и даже пористого алюминия, что позволяет варьировать легкость и жесткость доски.
Доску следует подбирать в зависимости от вашего веса, опыта, а также вида катания, которым вы предпочитаете заниматься. Ведь на сноуборде можно ехать вперед и назад, можно рисовать кренделя в воздухе, на огромной скорости проноситься по слаломной трассе, скакать по буграм и прокладывать дорогу сквозь лес.
Для фри-райда — катания по целине, непокоренным склонам — нужна жесткая доска, жесткие ботинки и специальные крепления, эффективно работающие на больших скоростях. Фристайл, в котором спортсмен то и дело меняет стойку, положение тела, совершает разнообразные трюки, требует мягкие доску и ботинки, а также крепления, дающие большую свободу действий. Спортивное катание — точная скоростная езда по заранее подготовленным трассам — немыслимо без жестких досок, ботинок и креплений.
Также следует оснаститься специальной одеждой — мало кто катается в пуховиках. Ткани, из которых делаются сноубордические штаны и куртки, не продуваются и не промокают, даже наоборот — активно выводят наружу влагу с тела.
Аналогичная технологичность отличает и термобелье — комплект из штанов и майки с длинным рукавом, а также носки. Они очень долго не намокают, вследствие чего спортсмен не мерзнет на ветру. Не обойтись и без перчаток: на первых порах вам придется проводить едва ли не половину времени на склоне на четвереньках.
Отдельно стоит позаботиться о защите, ведь сноуборд признан экстремальным видом спорта. Согласно данным Минздрава США, наиболее часто травмируемая сноубордерами часть тела — запястья (40% всех обращений за неотложной помощью), потому что именно руки человек инстинктивно выставляет, падая вперед и опрокидываясь на спину. А на первых порах валяться придется помногу, уж поверьте. Поэтому рекомендуем использовать защиту запястий. Она бывает как отдельной, так и встроенной в перчатки.
В не меньшей мере защиты заслуживают копчик, колени и локти. Разработаны целые защитные костюмы: специальные шорты защищают наиболее часто ударяемые части тела, находящиеся ниже пояса (крестец, бедра), а «панцирь-черепашка» — все, что выше (плечи, спину и т. д.).
Также к элементам защиты относится маска. Бить по глазам, правда, вам будут не сугробы, а ультрафиолет, отражающийся от них. Покатавшись без маски целый день, можно заработать такой ожог сетчатки, какой не всякая сварка обеспечит. Причем эта опасность сохраняется даже в пасмурную погоду: ультрафиолет свободно проникает сквозь тучи.
Венчает систему защиты сноубордера шлем. Он нужен, даже если вы не собираетесь покорять неизведанные каменистые трассы либо прыгать с гигантских рамп. Какой бы техникой катания человек не обладал, он не застрахован от того, что на людной трассе ему в спину внезапно влетит потерявший управление новичок. Шлем должен плотно прилегать к голове (а если и двигаться, то только вместе с кожей лба) и не касаться шеи.
Попробуем подсчитать, в какую сумму обойдется покупка всего необходимого. При расчетах мы рассматривали цены на профессиональную экипировку без категории «люкс». И да пребудет с вами удача, если вы решите сэкономить, приобретя на каком-нибудь рынке дешевую подделку, в слезах сварганенную филиппинскими детьми на исходе их 18-часового рабочего дня.
Примерный диапазон цен на доски — 12000-27000 рублей, на крепления — 4000-14000 рублей, на ботинки — 5000-20000 рублей. Куртка обойдется в 6000-12000 целковых, штаны — в 4000-9000. От 1700 до 4000 рублей колеблется стоимость шлема, от 2000 до 4000 — маски, от 1000 до 2000 — перчаток. За комплект термобелья нужно выложить 2000-3500 «деревянных», за пару носков — 450-800. Защитные панцирь и шорты стоят 5000-13000 рублей каждый.
Таким образом, полный комплект обойдется в сумму от 40 до 80 тысяч рублей — солидно, что и говорить. Однако радует то, что на первых порах достаточно купить лишь часть элементов этого перечня, а остальное можно спокойно брать в прокат на местах. Теоретически, арендовать можно абсолютно все необходимое для сноубординга снаряжение, вплоть до GPS и лавинной лопатки. Однако если вы всерьез намерены встать на этот путь, надо постепенно собирать свой персональный комплект.
Итак, чем же необходимо разжиться в первую очередь? Всем тем, что непосредственно прилегает к телу. Например, в прокате очень непросто получить ботинки, которые были бы хорошо просушены или не растоптаны. А сильно ли бодрит перспектива надевать носки или термобелье, которые до вас носил неизвестно кто? Добавим в этот список перчатки — получается сумма в диапазоне от 8550 до 26300 рублей (или 10550-30300 рублей, если посчитать еще и маску).
Еще один пункт, на котором мы настоятельно рекомендуем не экономить, — наем инструктора. Не стоит особенно надеяться на то, что первый урок могут достойно преподать более опытные приятели. В 99% случаев дружеское обучение заканчивается тем, что уже через 15 минут «преподаватели» махнут рукой на новичка и уедут получать свою порцию удовольствия, оставив бедолагу в растерянности. Ведь очень непросто передать словами тонкие нюансы движений, которые сноубордер чувствует интуитивно: куда перенести вес, когда какую ногу согнуть и тому подобное. А для инструктора все это — прекрасно знакомые вещи. Оплата одного дня с инструктором определенно стоит сэкономленного времени: лучше быстрее начать полноценно кататься, чем долгие недели самому постигать элементарные вещи ценой многочисленных синяков.
Если вы находитесь в хорошей физической форме, то кататься — пусть и не очень резво — вы будете уже в первый день. Несколько больше времени займет обучение «перекантовке» — смене направлений. Но в любом случае уже в течение одного сезона можно освоить все основные премудрости и открыть для себя тот спектр радостей, который дарит сноубординг.
Почти все наивысшие достижения на данный момент принадлежат норвежским райдерам. Мадс Йонсон, разогнавшись на 40-метровой рампе, совершил прыжок длиной 187 метров. Рекорд высоты полета принадлежит Терье Хааконсену — 9,8 метров. А Фред Сиверсен совершил удачное приземление, спрыгнув с обрыва в 105 метров высотой. И только рекорд скорости держит канадец: 2 мая 1999 года Дэррен Пауэлл разогнался до 202,5 км/ч.
В начале ↑ «Оглавление»
Позади ← «Что остается после Олимпиад»
Впереди → «Вакансии со вкусом»