15 июля 2011 | 14:37
Санаторно-курортная и туристская отрасль является одним из локомотивов экономики Краснодарского края, ежегодно перечисляя в бюджет более 5 млрд. рублей.
А все потому, что бренд «Курорты Краснодарского края» пользуется устойчивым спросом у миллионов россиян. Руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя считает, что турпоток нужно наращивать, а главное, знает — как.
В этом году мы несколько изменили формат продвижения курортов края, сделав упор на сотрудничество с крупнейшими российскими туроператорами. Кстати, это удачное решение предложил губернатор Кубани Александр Ткачев. Он потребовал от отраслевых предприятий активнее проявлять инициативу в переговорах, предлагая взаимовыгодные условия. И вот уже совместно с компаниями «Алеан», «Планета Сочи» и «Магазин горящих путевок» мы провели шесть рекламных туров, в которых приняли участие более 250 турагентств. Такой диалог с участниками рынка сразу принес свои плоды: 90% санаториев заключили с ними договоры на реализацию путевок. Согласитесь, в одной связке легче формировать и продвигать турпродукт. Да и статистика показывает, что большинство организованных отдыхающих приезжают в Краснодарский край по путевкам, которые были приобретены у крупных агентств. Получается, рынок «забирают» всего шесть-восемь туроператоров, так что нам выгодно продвигать бренд «Курорты Краснодарского края» вместе с гигантами отрасли. Пока наше сотрудничество будет развиваться в двух направлениях: оперативный обмен информацией о новинках курортов и совместная рекламная деятельность в межсезонье. Думаю, эта инициатива позволит не только повысить лояльность постоянных клиентов, но и привлечь тысячи «новичков».
Конечно, ни о каком наращивании турпотока говорить нельзя, если курорты не готовы обеспечить безопасность отдыхающих. Так что у нас сейчас в приоритете обустройство пляжных территорий и контроль технических зон для проката маломерных судов. Не секрет, что некоторые владельцы катамаранов, гидроциклов и водных аттракционов пиратски используют необорудованные места купания, создавая угрозу жизни и здоровью отдыхающих. К сожалению, пока не все муниципалитеты подали документы на размещение технических зон, хотя все прекрасно знают, что процедура прохождения конкурса составляет 90 дней. Мы не можем допустить работу «под черным флагом», и совместно с Госинспекцией маломерных судов будем «мониторить» побережье в течение сезона. В вопросах безопасности кубанским курортам стоит равняться на Геленджик: власти города своевременно подготовили все конкурсные документы.
Что касается контроля средств размещений, то тут мы также придерживаемся жестких процедур. Например, для сезонных здравниц допуском к работе в этом году, как и раньше, будет документ «акт открытия». Его заверяют все контролирующие службы. Пожалуй, сегодня это наиболее эффективный механизм обеспечения безопасности: к открытию допускается лишь тот, кто прошел проверки по всем инстанциям — от Роспотребнадзора до пожарной инспекции и МЧС. Похожую процедуру проходят и пляжные территории, которые должны получить акты технического освидетельствования. На сегодняшний день к сезону готовы только 95% пляжей, причиной задержки послужила штормовая погода в конце мая. Однако это обстоятельство не стало поводом к смягчению норм: мы должны быть уверены, что наши отдыхающие получат качественный и безопасный отдых.
Еще одна точка роста кубанских курортов — рынок частников. Это целый пласт, который по ряду причин выпадает из краевого бюджета. В нынешнем году мы намерены внести существенные коррективы в работу данного сегмента. Сегодня в Краснодарском крае действует около 18 тысяч частных гостиниц. При консолидированном налоговом сборе от туристской отрасли края в пять миллиардов рублей доля поступлений от частников составляет лишь десятую часть. Оставшиеся 90% налогов платят крупные и средние средства размещения, количество которых по краю составляет полторы тысячи. И знаете, что удивительно? Более трети налоговых поступлений идет от девяти здравниц, принадлежащих нефтегазовым компаниям. Есть основания полагать, что в недалеком будущем эти ведомственные здравницы перепрофилируются в обычные отели, ведь нефтегазовые монополии стремятся избавиться от непрофильных активов. И с чем же мы тогда останемся, кто будет платить налоги? Выход один — создать единые для всех участников правила игры. А то получается, что за счет нескольких крупных игроков существуют тысячи нелегальных гостиниц! Мы вышли с инициативой внесения изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и Постановление правительства, где предложили регламентировать работу частников. Главное новшество — введение нового участника процесса — физического лица. Дело в том, что действующий Налоговый кодекс позволяет физлицу получить случайный доход от сдачи койко-мест, а в следующем году заплатить с этой суммы налог 13%. Очевидно, что в большинстве случаев сумма доходов занижается, так что теперь любой квартиросдатчик, даже если он не зарегистрировал ИП, будет обязан платить единый налог. Конечно, чтобы новая схема работала, нужно установить приемлемый для всех размер налоговых сборов и соответствующих штрафов за нарушение положений вышеуказанных нормативных актов.
Однако единые правила вводятся не только в сфере налогообложения. Мы также планируем сформировать четкие стандарты сервиса. Пробной площадкой стал город Сочи, где до 1 июля 2011 года все гостиницы должны пройти обязательную классификацию по «звездной» схеме. В итоге туристы будут избавлены от неприятных сюрпризов: заплатив за «три звезды», вы получите соответствующее качество обслуживания. Кстати, в следующем году присвоение звездных стандартов станет обязательным для всех кубанских гостиниц. По инициативе губернатора Краснодарского края уже подготовлены проекты нормативных актов на краевом и федеральном уровнях. Уверен, это позволит нам добиться общего улучшения сервиса, что весьма актуально накануне трех крупных событий — 0лимпиады-2014, гонок «Формула-1» и чемпионата мира по футболу.
Очевидно, чтобы привлечь на Кубань больше туристов, важно не только развивать имеющиеся активы, но и создавать новые. В летний период почти все существующие средства размещения перегружены, и в пик сезона на койко-место, бывает, приходится по два-три человека. Это одна из причин высоких цен на жилье и, мягко говоря, не очень хорошего качества услуг. Но тут работает простейший закон экономики: пока отдыхающие платят, частники держат такие цены. Нас постоянно просят снизить ценовой порог. Но как вы себе это представляете? Вы же не приходите в магазин с просьбой снизить стоимость молока. Так и в сфере туризма: мы не можем искусственно регулировать рынок, однако можем создать здоровую конкуренцию. Чтобы сделать наши курорты более доступными, необходимо привлекать инвесторов, строить новые гостиницы. Кроме того, очень важно развивать транспортную отрасль: многих отдыхающих удивляет тот факт, что чартерные рейсы за рубеж стоят дешевле российских. В данном вопросе я полностью солидарен с мэром города Сочи Анатолием Пахомовым, который тоже ведёт активную кампанию по внесению изменений в действующее законодательство об отмене НДС для авиаперевозчиков. Многие наши компании проигрывают турецким или египетским из-за высокой стоимости перелета в любой российский регион, ведь «свои» должны платить государству 18%.
Конечно, говоря о введении новых активов, я имел в виду не только гостиницы и пансионаты. Нашему региону нужны крупные интересные проекты, благо, все ресурсы для их развития у нас есть. Очень перспективной инициативой я считаю создание горно-климатического курорта «Лагонаки» в рамках туристического кластера на Северном Кавказе. На сегодняшний день на стадии завершения находится разработка концепции особой экономической зоны (ОЭЗ) Лагонаки и проекта будущего курорта. После того, как будут утверждены границы ОЭЗ, можно приступать к проведению межевых работ и формированию земельных участков для размещения объектов инженерной и туристской инфраструктуры. В этом году начнется проектирование объектов, в том числе, инженерных сетей. Полагаю, в 2012 году мы запустим первую стройку.
Хочу отметить, что эта зона является частью мегапроекта ОАО «Курорты Северного Кавказа», и она выглядит намного привлекательнее кластеров в других регионах. Здесь обеспечен комплексный подход при планировании с учетом всех норм безопасности и экологии. Поскольку часть курорта находится на территории Адыгеи, мы проводим серьезную совместную работу с правительством Республики. Уже состоялись несколько встреч, в ходе которых нам удалось составить совместный план действий. Сейчас ведется большая работа по привлечению резидентов в ОЭЗ, и я уверен, что в ближайшем будущем инвесторы выстроятся в очередь. Главное — быстро построить первые километры дорог и инженерных сетей. Есть все основания полагать, что комплекс «Лагонаки» начнет свою работу одним из первых.
Многих отдыхающих удивляет тот факт, что чартерные рейсы за рубеж стоят дешевле российских. Наши компании проигрывают турецким или египетским из-за высокой стоимости перелета в любой российский регион, ведь «свои» должны платить государству НДС в размере 18%.
В начале ↑ «Оглавление»
Позади ← «На берегу очень быстрой реки»
Впереди → «Снежная Поляна»