У каждой отрасли своя траектория развития, свой жизненный цикл, фаза которого напрямую зависит от социально-экономических процессов, происходящих в современном мире. Туризм и гостеприимство в настоящее время на подъеме. По данным Всемирной туристической организации индустрия гостеприимства приносит 4 от мирового ВВП и создает 3 рабочих мест. Прямая занятость в сфере туризма и гостиничного бизнеса составляет порядка 80 млн. рабочих мест, а вместе с работающими смежными секторами около 200 млн. мест. Специалисты Всемирной конфедерации труда отмечают, что к 2011 г. в индустрии гостеприимства будут работать не менее 251,6 млн. человек, и именно поэтому с каждым годом этому сектору экономики требуется все больше хорошо подготовленного и мотивированного персонала, владеющего современными знаниями, умениями и навыками. На первый взгляд проблема вполне понятна: специалисты должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам туристской индустрии, но как этого добиться? Как объединить усилия в принципе разных сфер деятельности? Ведь подготовка и адаптация кадров это поле деятельности, как профессионального туристского образования, так и самой туристской индустрии.
Совершенно очевидно, что образование призвано решать целый комплекс задач, направленный не только на формирование специалиста какой-либо отрасли, но и личности вообще, что, несомненно, требует применения особых подходов, сочетающих новейшие образовательные и воспитательные методики и подходы.
Таким комплексным инновационным подходом, прежде всего, является компетентностный: именно он, по мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, даст возможность найти новый вектор развития.
Компетенция это активная часть результата обучения, позволяющая раскрыть навыки, показать умения и продемонстрировать знания. Другими словами, уровень компетенции определяется способностью справляться со сложными непредсказуемыми ситуациям и изменениями, позволяет правильно реагировать на конкретные проблемы, брать на себя ответственность и управлять собственной ролью в трудовом процессе, что особенно важно для профессионального образования вообще и туристского профессионального образования в частности.
Компетенции могут быть сформированы в процессе образования или же являться результатом накопленного практического опыта эффективного поведения в определенных жизненных ситуациях, складывающихся в процессе профессиональной деятельности. Однако более целесообразно рассматривать компетенцию как результат образования, дающий новые возможности реализовать полученные знания и умения. При том результатом обучения является не просто набор знаний, умений и навыков, освоенных студентом, но и умение их продемонстрировать на практике.
Но что же такое «компетентность»? Как объяснить? А главное практически применить этот новый для российского образования подход?
Таким образом, работодатель требует обязательного сочетания образовательного и жизненного контекстов. И, пожалуй, именно этот факт вызывает ожесточенные споры в российском образовании, многие педагоги не могут согласиться с тем, что образование должно готовить успешных специалистов с точки зрения ремесленного успеха, т. к. именно эту идею закладывает современный рынок труда. Конечно, каждая профессиональная сфера имеет свою специфику, но в определенной мере каждая представляет собой ремесло, которому нужно научиться и без профессиональных компетенций здесь не обойтись.
Это понимание особенно важно для индустрии туризма и гостеприимства, отличающейся высокой трудоемкостью производственных процессов и операций, потому что именно человек, менеджер или конкретный исполнитель становится так называемым владельцем процесса и от его готовности решать конкретные проблемы зависит качество обслуживания. На умениях быстро адаптироваться в сложившейся ситуации и проявить нужный уровень компетенции построены многие корпоративные программы индустрии туризма и гостеприимства. Так, например, программа «Yes, I Can» («Да, я могу»), эффективно используемая гостиничной корпорацией Редиссон, позволяет сотрудникам отеля максимально проявить собственные возможности в рамках профессиональной компетенции при решении любой проблемы. В этих случаях обычный квалификационный уровень специалиста не достаточен, т. к. нужна не просто сумма знаний и навыков, а умение применить их в реальном режиме времени, конкретной ситуации для получения требуемого результата. Образно говоря, полученные в процессе обучения знания и навыки должны быть постоянно и активно востребованы, это значит, что из «багажа знаний», который неизвестно когда потребуется, они должны превратиться в так называемый тревожный чемодан, который может быть открыт в любую нужную минуту.
В последние 10-15 лет в западной педагогике идет процесс радикального обновления, и прежде всего он касается критического переосмысления традиционной системы оценки достижений обучающихся.
К основным видам оценки относят:
Основное отличие всех перечисленных подходов заключается в ориентации системы оценки либо на продукт обучения, либо на сам образовательный процесс, хотя все они являются элементами образовательной цепочки: «стандарт-компетентность-исполнительское-мастерство-результат».
Искусственное разделение этих подходов ошибочный путь в той же мере, как и желание провести косметические изменения отдельных элементов цепи. В этой связи предлагается новое видение оценки обучающегося посредством самооценки в процессе получения образования и самообразования. Конечным результатом применения данного метода будет усиление собственной ответственности студента за весь процесс и результат непрерывного самообразования.
Однако любая идея должна быть выражена посредством определенных приемов и методов. В данном случае методической основой предлагаемой системы оценки выступает учебное портфолио как некий «портфель доказательств», собираемый самим обучающимся в качестве свидетельства его движения вперед.
Что такое портфолио Портфолио/бук (от анг. Portfolio портфель, book книга) это альбом с профессиональными фотографиями человека, который намерен презентовать себя.
Портфолио это своеобразное «досье достижений» человека, как правило, творческой профессии. Это самопрезентация.
Портфолио имеют дизайнеры, копирайтеры, журналисты, операторы, специалисты в области рекламы и дизайна. Ну и, конечно, фотомодели. Все они предъявляют портфолио потенциальному работодателю.
Цель портфолио показать, на что способен профессионал на практике. С недавнего времени портфолио стали собирать студенты и школьники, складывая в специальную папочку «портфель доказательств» грамоты, дипломы и удачные творческие работы.
Актуальность портфолио Портфолио прежде всего необходимо для того, чтобы убедить себя, а убедив себя, вы сможете убедить и других, в том числе и работодателя.
Например, в портфолио «классического компьютерщика» могут входить профессиональные сертификаты, проекты наиболее интересных работ, фотографии, отзывы. Размер портфолио и фантазия в его составлении будут свидетельствовать об увлеченности профессией, что положительно характеризует специалиста.
В общении с менеджером одной из мировых компьютерных фирм был затронут вопрос приема на работу:
Обычно, когда приходят устраиваться, говорят: «Я умею программировать на этом, еще на этом, да еще на этом языках, знаю такие-то методы работы в таких-то графических программах». К сожалению, обычно такие люди не попадают к нам на работу. Проблема в том, что человек не перечислил проекты, в которых участвовал, или же у него нет таких проектов, он просто знаком с теорией, ни разу не применив ее на практике. Сегодня это недопустимо. Поэтому я могу дать вам такой совет: уделите много времени для подготовки, т. е. самопрезентации, составьте подробное (но и одновременно непреувеличенное) описание всех ваших работ, которые могут быть интересны и относятся к этой области, и «с порога» заявите, что вы участвовали в следующих проектах.
Под словом «проект» можно подразумевать и победу в краевых соревнованиях по теннису, победу в конкурсе на лучшее сочинение или лучший макет дельтаплана — неважно. Главное, наглядно продемонстрировать достижения.
Если рассматривать индустрию туризма и гостеприимства, то ключевым элементом успеха в этой сфере являются не только профессиональные качества и достижения, но и личностные качества: миролюбие, терпение, неконфликтность именно их выделяют ведущие специалисты-практики.
Ректор Киевского университета туризма, экономики и права профессор В. Федорченко отмечает, что для оценки специалиста в области туризма оценки базовой профессиональной подготовки недостаточно, очень важно оценить личностный фактор и психологические особенности человека, т. к. в этой сфере могут работать исключительно те люди, которые с удовольствием обслуживают других людей.
Безусловно, это очень важный элемент оценки, хотя и трудно диагностируемый, ведь навыки и умения личностного и психологического характера нужно продемонстрировать. В этой связи учебное портфолио, на основе которого выстраивается и профессиональное портфолио, позволяет показать личные качества человека. В современных условиях наиболее прогрессивной формой является личное портфолио студента, выполненное на основе материальных свидетельств (видовых слайдов, музыки, голосового сообщения и пр.), Что в большей мере способствует презентации личных качеств, способностей, достижений и перспектив с опорой на комплекс уникальных преимуществ личности, представленное в форме мультимедийной презентации. Такой презентационный продукт может предлагаться всем заинтересованным лицам и прежде всего потенциальным и реальным работодателям, т. к. претендента можно оценить заочно, что в значительной мере сделает процесс отбора менее болезненным и прозрачным. Однако подобное портфолио это не резюме специалиста, которое можно составить за очень короткое время. Портфолио это сложный и комплексный продукт, интегрирующий оценки разных людей в разные периоды времени, показывающий не только реальные, но и возможные достижения, раскрывающий причины ошибок и промахов, т. е. дающий такую информацию, которую в принципе невозможно получить, даже в ходе личного интервью.
Портфолио это то, что характеризует личность человека, его мышление, методы работы, особые технологические приемы, проекты, достижения и т. д.
В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) соответствующих материальных свидетельств и продуктов учебно-познавательной деятельности студента, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (преподавателей, родителей, сокурсников и пр.).
Отдельные авторы характеризуют учебные портфолио как:
Основной смысл учебного портфолио «Показать все то, на что способен студент»!
Четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио, нет: это полностью зависит от конкретного задания, данного преподавателем или куратором, внедряющим портфолио в процесс обучения, а также от интересов и способностей самого студента.
В портфолио может быть включено все, что является свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного студента в рамках специальности, включая отдельные предметы и периоды практического обучения, стажировки, работы и пр. Каждый элемент учебного портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.
Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта учебное портфолио включало в себя три обязательных элемента:
Данная структура придаст портфолио упорядоченность и удобность в пользовании заинтересованными людьми (работодателями, деловыми партнерами, коллегами). Внешне оно может быть оформлено в виде специальных электронных папок с файлами, в которых систематизируется информация по различным разделам. В дальнейшем из накопленных рабочих материалов готовится мультимедийная самопрезентация.
Вопрос оценки учебного портфолио достаточно сложен. Во-первых, возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума его соответствующих элементов. Во-вторых, могут быть сложности с распределением «веса» оценки между различными элементами портфолио.
В качестве возможного варианта решения этого вопроса приведем фрагмент обобщенного опыта колледжей штата Вермонт (США).
Прежде всего, содержание учебного портфолио рекомендуется разбить на следующие категории:
Далее осуществляется процентное распределение общей оценки по отдельным категориям и конкретным элементам внутри каждой категории:
Возможные элементы портфолио:
1. Работы студента:
1.1. самостоятельные;
1.2. групповые;
1.3. прикладные проекты (как индивидуальные, так и групповые);
1.4. решения сложных творческих задач и проблем по данной теме (на выбор студента по интересам);
1.5. сочинения и эссе по сложным вопросам (курса, темы);
1.6. рефераты;
1.7. обзоры статей из журналов и книг, прочитанных по данной теме;
1.8. личная и профессиональная автобиография студента;
1.9. дневник событий и наблюдений;
1.10. типичные личные ошибки и способы работы над ними;
1.11. проблемные ситуации и кейсы, составленные самим студентом;
1.12. оригинальные фотографии или фотозарисовки объектов по данной теме, сделанные студентом индивидуально или в группе;
1.13. копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных студентом по интересующей теме;
1.14. аудио-, видеокассеты с записью выступления студента по данной теме на семинаре или конференции и пр;
1.15. лист целей, которых студент хотел бы достигнуть после изучения данной темы или дисциплины, уровень реального достижения и описание причин в случае не достижения целей;
1.16. дипломы, поощрения, награды по данному предмету.
2. Интервью с преподавателями, родителями, сокурсниками.
3. Внешние отзывы.
Как ни странно, трудности и проблемы не лежат в технической плоскости, современные студенты хорошо владеют компьютерными технологиями, но, к сожалению, вызывают трудности, казалось бы, понятные для большинства вещи: умение анализировать, систематизировать, критически переосмысливать, выделять главное.
Проводимый кафедрой маркетинга на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства ИТиГ конкурс учебных портфолио среди четверокурсников, обучающихся по специальности: «менеджмент», показал, что студентам очень трудно презентовать себя с профессиональной точки зрения, особенно в контексте конкретных профессий и профессиональных обязанностей, а тем более сделать реальную проекцию будущего развития карьеры.
И такой результат в принципе не случаен, потому что в основном весь учебный процесс построен таким образом, что мы преподаватели даем знания, а нужно не только давать знания, но и научить использовать эти знания в нужном месте и в нужное время.
В начале ↑ «Главная»
Позади ← «Климат и погода Краснодарского края»
Впереди → «Губернатор Кубани»