В 1903 г. в городском посаде Сочи была открыта водолечебница В. Ф. Подгурского, в 1911 г. частная хирургическая лечебница А. Л. Гордона. В начале XX в. Министерство земледелия приступило к устройству санатория для сельскохозяйственных учебных заведений, для страдающих грудными болезнями на 100 человек, был построен санаторий петербургских женских врачей. В 1911г. В «Кавказской Ривьере» отдыхало 11 тысяч человек, в 1913-м 186 тысяч, в 1914-м около 20 тысяч, в 1916 г. в Сочи имелось 15 гостиниц. В 1911-1917 гг. Были построены лечебница на 18 ванн и гостиница на 45 номеров на Мацесте, здание для солнечных ванн, электростанция, бараки для неимущих пациентов, проведены водопровод, канализация, телефонная связь. Количество ванн, отпущенных на Мацесте, составило в 1912 г. — 11 521, в 1914-м — 17 421.
В 1901 г. организовано общество содействия благоустройству курорта в Геленджике, в 1902 г. здесь построен санаторий «Сине-море» доктора С. Светлинского, в 1913 г. санаторий для детей, больных туберкулезом, имени Н. Пирогова. Шло активное коммуникационное, инфраструктурное строительство для обеспечения хозяйственно-экономической и курортной деятельности региона.
Открываются акционерные общества, крупнейшие из них: АО «Мацесгинские серные источники» в 1912 г. в г. Сочи суставным капиталом 300 тыс. руб.; Акционерное общество «Кавказская Ривьера» в 1914г. в г. Сочи с уставным капиталом 2 млн. 700 тыс. руб.; Акционерное общество Армавирско-Туапсинской железной дороги (1907 г.), проводившее с 1909 по 1914 г. строительство стратегической железной дороги протяженностью 252 км, стоимостью 23 млн. руб.
В 1911 г. начинается строительство нефтепровода Майкоп-Туапсе, строится причал для вывоза нефти, возводится новый Туапсинский порт (который был завершен лишь в 1923 г.), грузооборот порта с 1909 по 1914 г. возрос с 715 тыс. До 5 млн. руб.
Интенсивное промышленное и курортное освоение региона требовало значительных финансовых вливаний, что активизировало развитие банковского дела: уже в 1909 г. был создан консорциум банков для финансирования и эксплуатации Армавирско-Туапсинской железной дороги (АТЖД) с основным капиталом 4 млн. руб. (к 1917 г. размер капитала достиг 99 млн. руб.). В него вошли Русско-Азиатский, Азово-Донской коммерческий, Петербургский международный коммерческий, Северокавказский банки и английский банкирский дом «Берч, Крипе и Ко». Еще одно монопольное соглашение банков возникло в 1912 г., когда девять петербургских банков заключили союз с целью организации общества Черноморской железной дороги с капиталом более 60 млн. руб.
В 1910 г. вводится почтово-пассажирское автомобильное сообщение между Сочи и Сухуми, с 1912 г. частная автомобильная фирма П. Н. Жано осуществляет регулярные пассажирские перевозки Сочи-Хоста-Адлер, а с 1916 г. введено автомобильное сообщение Новороссийск-Сочи-Сухуми, тогда же открывается временное железнодорожное движение от Туапсе до Сочи с тремя тоннелями. Тем не менее, основным средством передвижения в крае, особенно на юге, оставалось фаэтонно-экипажное, а для грузов повозка, запряженная буйволами.
В течение 1897-1899 гг. было построено Краснополянское шоссе, главное детище А. С. Абазы, соединившее селения Адлер и Романовск (Красная Поляна). С его постройкой началась скупка красивейших дачных мест Романовска. В 1901 г. были выстроены охотничий дворец для царя, роскошные виллы деятеля Государственной думы Хомякова, миллионера Морозова, градоначальника Дубасова, генерал-губернатора Драчевского, графов Бобринского и Шереметьева, генерала Ермолова. Артист Л. В. Собинов построил дачу для отдыха и лечения горла. В Сочи и его окрестностях возникли дачи и виллы министров С. Ю. Витте, А. С. Ермолова, Н. В. Муравьева, товарища министра финансов Новицкого.
В целом довоенные годы начала XX в. стали в губернии временем активного градостроительства. К 1914 г. Новороссийск превращается в крупный промышленный и торговый центр всего Северного Кавказа, увеличивается территория города, в 1900 г. «зацемесская» сторона присоединяется к городской черте. В начале века в губернской столице было построено уже 30 заводов и фабрик, 5 типографий, 43 учебных заведения с 4624 учащимися, находилось восемь консульств и вице-консульств: британское, бельгийское, испанское, датское, германское, греческое, итальянское, голландское, действовало пять храмов: Николаевский собор, римско-католическая, лютеранская, армяно-григорианская церкви, еврейская синагога. Насчитывалось семь гостиниц, электро-театр «Вулкан», несколько ресторанов. В декабре 1916 г. был открыт Музей природы и истории Черноморского побережья Кавказа.
Туапсе в 1916 г. получает статус города с введением городского самоуправления. В городе было семь учебных заведений, в том числе Варварьинское училище пчеловодства и виноградарства первого разряда, церковно-приходская школа, начальное четырехклассное училище, женская и мужская гимназии, Народный дом, два кинотеатра «Одеон» и «Наука и жизнь», много мелких гостиниц. В 1904 г. был учрежден научно-промышленный музей под председательством А. Д. Беляева, образовано общество врачей (10 человек), имелось две больницы, два клуба, магазины, два банка.
В Сочи в 1916 г. насчитывалось десять промышленных предприятий, в основном небольшие известковые и кирпичные заводы, фабрика по переработке чернослива Н. Костарева, завод минеральных и фруктовых вод «Эрмис», винный завод, завод по производству черепицы Топурия, табачная фабрика Метаксы, завод искусственного льда А. В. Введенского. Морской торговый грузооборот составлял около 2 млн. пудов, «живыми» грузами по вывозу были фрукты, табак, по ввозу хлеб, цемент, лес, мануфактура, керосин, промышленные изделия. Было открыто три библиотеки и читальни, самая значимая общественная городская библиотека им. А. С. Пушкина, открытая в 1909 г., ее здание ныне является памятником архитектуры (архитектор А. Я. Буткин). В 1914 г. фонд библиотеки насчитывал 4000 экземпляров, в 1917 г. — 7229, многие книги были подарены видными государственными чиновниками, и само строительство библиотеки стало возможным благодаря помощи интеллигенции и предпринимателей.
В 1898 г. на благотворительные средства был построен Народный дом, где устраивались любительские спектакли и концерты. В 1909 г. открыт театр «Кавказская Ривьера». В посаде было три кинематографа, три театра, три клуба. Особой популярностью пользовался Кавказский горный клуб, организовывавший экскурсии в окрестности Сочи, издававший путеводители; члены клуба изучали памятники природы, археологии, этнографии, истории.
Ежегодный бюджет посада с 1909 г. составлял 80-100 тыс. рублей, примерно 20 из которых расходовалось на благоустройство и строительство. В 1910 г. было построено пожарное депо, в 1909 г. разработан проект водоснабжения, в 1913 г. введена в эксплуатацию электростанция и в 1915 г. все учреждения и частные дома были электрифицированы.
В 1915 г. статус города присваивается Геленджику. Его промышленность была представлена заводом франко-русской компании портландского цемента, бельгийской паркетной фабрикой, черепичным заводом С. Зеленко в селении Адербиевка.
За указанный период (с 1897 г.) произошло существенное приращение территории губернии. Родственник царя герцог А. П. Ольденбургский, создавший Гагринскую климатическую станцию, добился включения Гагринского участка в состав Черноморской губернии Сочинского округа (Указ от 15 декабря 1904 г.). Юго-восточная граница губернии была перенесена на 1486 кв. Верст (прежняя площадь составляла 6455 кв. Верст), или на 23. Население участка составляли преимущественно русские, абхазов насчитывалось 405 человек.
К началу Первой мировой войны Черноморская губерния превратилась в один из наиболее интенсивно развивающихся регионов России с самобытной организацией отраслей хозяйства, развитием новых для России направлений экономической деятельности. Можно утверждать, что основные тенденции социально-экономического развития региона были определены не по государственному плану, а во многом даже вопреки ему. Колонизация побережья в традиционном для того времени духе не удалась. Методом проб и ошибок правительство пришло к пониманию исключительности территории, завоеванной в долгой и упорной борьбе с горцами. Перспективами развития стали не аграрная экономика, а индустриализация, торговля, портовое и дорожное строительство, и, конечно, курортно-лечебное дело и туризм, остальные отрасли хозяйства формировались как вспомогательные.
Важно подчеркнуть, что все эти направления были определены и получили интенсивное развитие именно в начале XX в. и развиваются вплоть до сегодняшнего дня, уже в начале XXI в. Парадокс лишь в том, что за столетие сделано весьма мало, и ресурсы Краснодарского края, как курортно-туристические, так и аграрные и градостроительные, до сих пор полностью не освоены.
В начале ↑ «Главная»
Позади ← «Край контрастов»
Впереди → «Развитие и модернизация туризма в России»