Развитие потребительского рынка Краснодарского края получило значительный импульс в результате положительных тенденций в материальном производстве.
В сфере торговли и услуг сформировалась конкурентная среда, ей стало свойственно многообразие форм хозяйствования, главную роль взял на себя малый бизнес — наиболее мобильный вид предпринимательства. На его долю приходится 85% реализации товаров и услуг.
Рост денежных доходов и уровня жизни населения определяет структуру потребительских расходов. В последние годы стабильно снижается доля расходов населения на покупку продовольственных товаров и соответственно растет доля затрат на приобретение непродовольственных товаров и платных услуг. Больше всего средств население тратит на приобретение мяса и мясных продуктов, молочных продуктов, алкогольных напитков и пива, из непродовольственных товаров — на покупку швейных и трикотажных изделий, медикаментов.
Структуру потребительской сферы составляют торговля, общественное питание и услуги. В Краснодарском крае работают 25 тыс. предприятий розничной торговли (из них — 16 тыс. по реализации продовольственных товаров и 9 тыс. — непродовольственных), 11 тыс. предприятий оптовой торговли, 7 тыс. предприятий общественного питания, более 1 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. В сфере рынка товаров и услуг занято 15% всего трудоспособного населения края.
В 2002 году поступления в бюджетную систему РФ от торговли и общественного питания края возросли на 17% и составили более 3 млрд. руб.
Торговля и общественное питание. В розничной торговле в 2002 году по всем каналам реализации оборот достиг 110 млрд. руб., что составляет 187% по сравнению с 2001 годом в действующих ценах. Объемы продажи продовольственных и непродовольственных товаров практически одинаковы. Обеспеченность товарооборота товарными запасами составляет 38 дней.
В структуре валового регионального продукта оборот розничной торговли в 2001 году занимает 11%. В 2002 году он составил 110 млрд. руб., что в перерасчете на душу населения — 22 тыс. руб.
За период январь — май 2003 года оборот розничной торговли по всем каналам реализации составил 45 320 млн. руб., рост по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах — 110,9%.
На государственных и муниципальных предприятиях формируется только 3,5% оборота, в организациях частной собственности — 85,8%.
Основной тенденцией в отрасли является усиление позиций субъектов организованного рынка (торгующих организаций). Растет количество предприятий торговли, соответствующих современным требованиям.
Среди крупных предприятий отрасли:
В оптовой торговле в 2002 году оборот составил 94 млрд. руб. Примерно три четверти объемов приходится на продажу потребительских товаров, остальное — на продажу продукции производственно-технического назначения.
В общественном питании в 2002 году оборот достиг 3,7 млрд. руб., за период январь — март 2003 года — 1310 млн. руб., что в сопоставимой оценке на 0,2% больше, чем за соответствующий период 2002 года.
Видовая структура предоставляемых платных услуг разнообразна, причем в последние годы появились новые виды, характерные для рыночной экономики. В их числе аудиторские, рекламные, консалтинговые, информационно-компьютерные, страховые и другие. Рынок услуг для населения дополнился риэлторскими, оценочными, услугами игорных домов, возросли расходы населения на оплату социально значимых услуг (медицинских, образовательных), которые ранее предоставлялись населению бесплатно. В настоящее время структура расходов населения Кубани на 75% формируется за счет услуг, обязательных к оплате (пассажирского транспорта, связи, бытового характера и жилищно-коммунального хозяйства).
Объем бытовых услуг в 2002 году увеличился на 12% по сравнению с 2001 годом и находится на уровне 4,8 млрд. руб. В январе — мае 2003 года реализовано услуг более чем на 2 млн. руб.
Наиболее востребованными стали такие виды бытовых услуг, как услуги фотоателье, парикмахерских, ремонт автотранспортных средств. Снизились объемы услуг по ремонту, пошиву обуви и одежды, прачечных, бань и душевых, ремонту бытовых машин и приборов. Несмотря на продолжающийся рост цен на «престижные» виды платных услуг (связи, образования, медицины), наблюдается рост их объемов в основном за счет потребления высокооплачиваемой группой населения.
В начале ↑ «Главная»
Позади ← «Связь»
Впереди → «Сельское хозяйство»